Рождество история праздника 7 января

25 декабря по старому стилю, 7 января по новому.

Николай Стариков

Загадывать желание и молиться Иисусу Христу. Попробовать все блюда на рождественском столе. Что нельзя делать 7 января? Убирать в доме, подметать пол.

Любые бытовые хлопоты нежелательны. Разбивать посуду.

Но в XX веке перед советскими деятелями была совершенно другая задача. Пытаясь с помощью насмешки доказать абсурдность веры, они намеревались уменьшить количество верующих, доказать несостоятельность религии.

При этом, кажется, сами комсомольцы воспринимали новую форму Рождества и Нового года как очередную разновидность увеселений. По свидетельствам очевидцев одного самарского антирожденственского шествия: «Настроение было живое, ребята чувствовали себя по-праздничному». В частную жизнь антицерковная политика в начале 1920-х гг. Мемуаристы отмечают, что все более или менее свободно ходили на рождественские и новогодние вечеринки в клубы или в гости.

Ёлку для детей устроили и 1923 году в подмосковных «Горках» при уже смертельно больном Ленине. В 1924 года Корней Чуковский пишет об изобилии московских ёлочных базаров. Было всего несколько часов до сочельника, и магазин был переполнен. Уже давно стемнело.

Толпы людей, через которые я должен был проталкиваться с ёлкой и покупками, утомили меня». С середины 1920-х гг. Осмеяние ритуалов и служителей культов ни к чему не привело. Активисты неустанно повторяют, что проводимые меры недостаточны, что, по сути, «пропаганда ведётся только два раза в году», стихийно.

Теперь Агитпроп и Союз воинствующих безбожников будут более ответственно бороться с религиозностью. К концу десятилетия рабочих дней становится пять, а выходных — два. Выходные на Пасху, Троицу и Рождество отменяются. В условиях «пятидневки» отмечать любые религиозные праздники становится затруднительным.

Ёлка, с которой прочно ассоциируется Рождество, теперь активно клеймится пережитком прошлого и «поповским» обычаем. Многочисленные детские авторы пишут стихи и прозу про отважных школьников, которые не хотят идти на поводу у родителей и участвовать в рождественских торжествах. Интересно, что у антиёлочной кампании был ещё и экологический предлог: вырубка леса для пустых украшений признавалась настоящим преступлением против природы. Итак, отныне установка ёлки и рождественская суета — «религиозный яд».

Однако старинную традицию невозможно запретить в одночасье. Обыватели продолжали ставить ёлки у себя дома, хоть и не без опаски — ведь по улицам ходили общественники, заглядывавшие в окна. Пятигорск, 1936 год.

Явление Бога во плоти — это жертва, который и искупились все грехи человечества. Причем не только прошлые, но и будущие грехи. Не всех, а только тех, кои уверовали в Господа, положили следовать Ему во всем, и ради сих расположений приняты в благоволение Божие, как бы преднаречены быть сынами».

На месте, где Бог пришел в мир, сейчас находится базилика Рождества Христова. Базилику заложила равноапостольная императрица Елена. Базилика действует непрерывно, здание базилики страдало от воин и пожаров. Под базиликой находится пещера, ее место отмечено серебряной звездой с четырнадцатью лучами. Это — место Рождения Господа нашего Иисуса Христа. Игумен Даниил Паломник — первый, кто описал пещеру Рождества на русском языке.

Это произошло в начале XII века. Накануне Рождества Христова предпраздничный день — Сочельник. Сочельник — это «дверь», открывающая врата в Рождество. До дня Рождества, великого праздника, люди соблюдают Рождественский пост. Посты в жизни христианина занимают одну третью часть года. В эти особые дни христиане пытаются соприкоснуться с безвременьем, Вечностью.

Верующие подражают Христу, ведь Христос постился. Пытаться уподобиться Христу надо не только в пище, но и в духовной жизни. Мы сопереживаем даже не самому празднику Рождества, а явлению в мир Христа, тому, что Бог стал человеком. Пост — это время очищения в духовной жизни и одно из основных духовных делании человека. Святые угодники Божии постились, о чем есть многочисленные упоминания в Писании. Многие Святые Подвижники проводили в сугубом посте всю свою жизнь.

Иисус говорил о необходимости поста Апостолам. На вопрос Апостолов — почему им удалось изгнать бесов из бесноватого, Иисус ответил, что сей род изгоняется только постом и молитвой. Молитва — для души, а пост для тела — важные дела христианина. Рождественский пост подготовительный. Мы готовимся к Рождеству Господа, дню великого праздника, такой праздник следует встречать с духовной чистотой. Чтобы день Рождества не стал обыденным днем, соблюдается пост, человек кается в грехах, чтобы душа восприняла этот праздник.

Символы Рождества Христова Накануне рождества, в Сочельник, готовятся праздничные блюда — сочиво и кутья. Слово «сочельник» как раз связано с приготовлением сочива. Это блюда из пропаренных злаков с медом. Едят в Сочельник только один раз, после праздничного богослужения. Основным символом самого Рождества, конечно, остается Рождественская ель. Она занимает особое место в православной традиции, о ней мы расскажем подробно.

Символами Рождества и сейчас остаются Священные дары — золото, ладан и смирна. Еще один важный символ Рождества — Вифлеемская звезда. Люди всегда всматривались в звезды и восхищались видом ночного неба. Но Вифлеемская звезда занимает особое место. Это — та звезда, которая привела к колыбели Иисуса волхвов с дарами. Ее лучи указали путь до места рождения Спасителя.

Считается, что после этого волхвы сами приняли христианство и проповедовали Христа. Эту звезду в домах крепят на верхушку Рождественской ели. Восьмиконечная звезда присутствует также на иконе Божией Матери «Неопалимая купина». Раньше ее устанавливали и на купола первых церквей. Историю звезды с Востока описал евангелист Матфей. Волхвы хорошо знали карту звездного неба и считали, чтоб звезды — это не просто космические объекты, но и знамения, которые рассказывают о судьбах людей.

В Пятикнижии Моисея содержится предсказание пророка Валаама. Этот человек не относился к израильскому народу, он имел языческое происхождение. Он провозгласил «новую звезду от Иакова», поэтому волхвы ждали появления особой звезды на Востоке. Поклонение Иисус от язычников, волхвов, говорит о том, что все времена и народы, все земные цари рано или поздно преклонятся перед Христом. Ангел и колокольчики напоминают нам о возвещении Рождения Господа пастухам. Звон колокольчиков прославляет Господа.

Во многих странах на Рождество принято зажигать свечи. Их свет символизирует Божественное сияние радости Рождества Христова.

Типикон подсказывает, как совершать богослужения. Праздничный день сменяют 6 дней попразднества, длящихся до 13 января. В эти дни тоже звучат праздничные темы. В последний день попразднества, 13-го числа, происходит отдание праздника Рождества. Служба в этот день напоминает праздничную, она более торжественна, чем в предыдущие дни, и включает песнопения и молитвы рождественской службы.

Как и пасхальные торжества, рождественские сопровождаются особенным приветствием. На слова «Христос родился! Впрочем, этот вариант не слишком популярен в народе. Чаще можно услышать «С Рождеством Христовым! Любая из этих версий считается в Церкви правильной. Конечно же, к поздравлению можно добавить добрые пожелания. Например, пожелать здоровья.

Старинная традиция нарядной рождественской открытки продолжается и сегодня. Можно отправить адресату бумажный вариант или послать картинку с душевными пожеланиями по интернету. Сначала для изображения избирался какой-нибудь один сюжет, к примеру поклонение волхвов. Позже на одной иконной доске стали отображать сразу несколько сюжетов из рождественской истории. Центр доски обычно занимает Богородица на ложе. Лицо ее обычно бывает обращено к смотрящим на икону людям. Это должно напоминать о ее будущей роли Ходатаицы за людей.

Рядом с ней спеленутый Богомладенец, лежащий в яслях. Над его головой часто рисуют звезду, луч от которой касается головы младенца. Поблизости от Богоматери и новорожденного обычно рисуют вола и осла или коня , которые, по преданию, согревали Иисуса своим дыханием в студеную ночь. Перед Богомладенцем помещают фигуры волхвов, несущих дары, и пастухов, пришедших поклониться. Левый верхний угол отдан истории о том, как яркая Вифлеемская звезда привела волхвов к вертепу с новорожденным Спасителем. В правом углу помещают ангелов, славящих родившегося Богомладенца. В правом нижнем углу рисуют картину омовения младенца в доказательство того, что Бог действительно вочеловечился, истинно явился во плоти, на самом деле был человеком, а не призрачным подобием его.

В левом углу внизу помещают достаточно крупную фигуру Иосифа. Рядом с ним немногим мельче рисуют еще одну мужскую фигуру. Есть предположение, что это ветхозаветный пророк Исайя, предсказавший, что Мессия родится от Девы. Отсутствие нимба над головой этого персонажа говорит в пользу другой версии. Предполагается, что это может быть дьявол или человек, подстрекаемый дьяволом, который пытается обмануть святого Иосифа, вызвать в нем подозрения в грехопадении его юной жены. В некоторых случаях на иконной доске находится место еще одному сюжету — бегству в Египет. Святое семейство отправилось туда по подсказке ангела, спасаясь от жестокого повеления иудейского царя Ирода.

Испугавшись рождения Мессии, опасаясь, что Иисус станет вместо него царем, он приказал убить в Иудее всех мальчиков-младенцев возрастом до 2 лет. Рождество в светской культуре В старину на светлый праздник Рождества устраивались большие гулянья с ярмарками, играми и весельем. Готовились пышные угощения. Наряжали елочки, дарили подарки детям.

Рождество Христово — история традиции и обычаи празднования в России

Первых 330 лет в истории христианской веры из-за ее гонения Рождество Христово не праздновали. И лишь в IV веке римским императором Константином Великим было разрешено христианам открыто исповедовать свою веру и возвести церковь Рождества. С тех времен этот день начал почитаться как великое событие. Однако начиная с XVI века весь христианский мир разделился и отмечает этот праздник в разное время. Католики - 25 декабря, а православные - 7 января. На Руси Рождество стали отмечать после введения христианства - в Х веке, и с тех времен этот праздник начинался в ночь на 25 декабря. Но с изменением календаря Юлианского на Григорианский поменялась и дата празднования. Известно, что современный календарь, называемый григорианским новый стиль , ввел папа Григорий XIII в 1582 году, заменив юлианский календарь старый стиль , применяемый с 45 столетия до нашей эры. Илья Ефимович Репин. Рождество Христово.

В связи с этим получилось так, что часть христианского мира, куда вошли не только Русская, но и Грузинская, Иерусалимская и Сербская Православная Церкви, а так же Украинская Греко-Католическая Церковь также отмечает этот день 25 декабря, но еще по старому стилю - по Юлианскому. Смена юлианского календаря в XVI веке вначале затронула католические страны, позже - протестантские. В России же григорианское летоисчисление было введено после революции 1917 года, а именно - 14 февраля 1918 года. Однако Русская Православная церковь, сохранив традиции, продолжает жить и отмечать христианские праздники по юлианскому календарю. Развитие иконографии Рождества Христова Стремление человека изображать главные события своей жизни берет свои истоки от первобытных племен. Поэтому такое событие как рождение Спасителя было важной вехой в жизни людей.

Спаситель стал человеком ради людей. Иисус Христос принес христианам дар благодати. Людям нужно лишь принять этот дар. Бог явился во плоти и был распят за грехи людские. Этой жертвой он спас человечество не только от прошлых, но и от будущих грехов. Все, кто поверил Господу и следует христианским правилам, будут спасены. В этом главный смысл Рождества Христова. Празднования с 6 на 7 января посвящены Господу Богу и прославляют день его рождения. Иконы в православии В христианстве икона занимает исключительное место. Мало кто знает, о чем говорится в Библии, люди редко посещают храмы, однако в каждом доме имеется изображение Спасителя. К иконе или репродукции с иконы люди обращают свои просьбы, мольбу, желания. Икона существует для молитвы, которую человек посвящает Богу. В древности ее называли Библией для неграмотных. Храмы, воздвигнутые для молитв и прославления Бога, испокон веков украшают мозаикой, фресками и иконами. В церквях иконы появились на рассвете христианства. Первые изображения Иисуса Христа и Девы Марии были сделаны еще при их жизни. Когда-то христиане молились в пещерах, стены которых уже тогда были разукрашены изображениями Христа. Спаситель в древние времена изображался в виде пастыря, держащего заблудшую овцу — грешную человеческую душу. Деву Марию рисовали с младенцем на руках. Древние художники изображали 12 Апостолов, рождество Христа, насыщение людей 5 хлебами и другие эпизоды из Святого Писания. Изображение святых помогает укрепить веру. Слово «икона» в переводе с греческого означает «образ». Речь идет об образе Иисуса Христа. Благодаря воплощению Христа во плоти невидимый образ Бога стал видимым для людей. С помощью иконописания люди смогли увидеть Спасителя и обращать к нему свои молитвы. Правда, не каждое изображение на религиозную тему является иконой. При иконописании нужно соблюдать догматы церкви. Художники имеют право рисовать такие иконы, которые не противоречат христианской религии. На изображении должен быть Бог в образе человека. Ведь человек, согласно Святому Писанию, создан по образу Божьему. Икона является окном в духовный мир. Святое изображение создается в молитве и ради молитвы. Храмы на Руси Первые христианские богослужения проходили в домах членов христианской общины. В период гонения на христиан для молитв использовались пещеры, катакомбы, шахты, рудники и кладбища. Даже на рассвете христианства, когда религия подвергалась запрету, верующие строили храмы. В древние времена в церквях не было алтаря с престолом, икон. Верующие молись священнослужителю, а он — своим прихожанам. В 313 году, после закрепления за христианством статуса религии, по всей римской империи началось строительство церквей. У первых храмов не было крестов и куполов. Их называли базиликами. Сооружения имели прямоугольную форму и состояли из нефов. Русские зодчие переняли византийскую традицию и строили крестово-купольные храмы. Каждая церковь воздвигалась в честь какого-то религиозного праздника или святого. Согласно традиции, храмы строились алтарем на восток. Церковь могла иметь от 1 до 33 куполов. Храмы украшались иконами, орнаментами, лепниной. В Великом Новгороде и близ него в конце 15 века было 82 храма и 24 монастыря. До наших дней достояло 50 храмов, 7 их них — действующие. Самой древней каменной церковью является Собор Софии Премудрости Божьей. Храм воздвигнут по приказу Ярослава Мудрого и его сына — Владимира, в 1052 году. В конце 14 века в Новгороде, на Красном поле была построена церковь Рождества Христова. Сейчас там находится музей. В Галиче Это небольшой город в Костромской области России. В Галиче находится Паисиево-Галичский Успенский женский, действующий поныне, монастырь, построенный еще в 14 веке.

По блаженному Августину, епископу Иппонскому, 25 декабря — исторический день рождения Христа, избранный Самим Христом, имеющий богооткровенное происхождение. Хотя североафриканская традиция празднования Рождества могла появиться, скорее всего, под влиянием латинской, сама римская практика оказывается отчетливо представленной только в рождественских проповедях святителя Льва Великого, папы Римского, — веком позднее. В то же самое время праздник Богоявления, отмечавшийся 6 января, означал для папы Льва еще не Крещение Господне, а поклонение волхвов, являющее откровение Бога язычникам — так же, как и для блаженного Августина. Оно было органичным завершением праздничного периода, который начинался 25 декабря. Миниатюра Особо следует сказать о совпадении празднования и попразднования Рождества Христова, отмечавшегося в декабре, с языческим праздником солнца и со связанными с ним римскими январскими календами. Подобно тому, как январский день Богоявления 6 января «совпал» по времени с аналогичным праздником гностиков, так и декабрьский день Рождества 25 декабря отмечался в одно время с римскими языческими торжествами. Данное сопоставление Рождества Христова и солнца, особенно тогда, когда Рождество стало устойчиво праздноваться 25 декабря, на третий день после зимнего солнцестояния 22 декабря , явилось своеобразным ответом-вызовом христиан на языческое празднование в честь непобедимого солнца sol invictus , введенное в Риме по указу императора Аврелиана в 274 году. Интересны в связи с вышесказанным размышления М. Скабаллановича: «Языческий римский культ с особенной торжественностью чествовал зимний солнцеповорот, но не в тот день, когда он происходил 8—9 декабря , а в те дни, когда он становился для всех ощутимым, именно в конце декабря. Праздник в честь этого солнцеповорота назывался днем Непобедимого dies Invicti , то есть днем непобедимого солнца, солнца, которого не смогла одолеть зима и которое с этого времени идет к весне. В одном римском календаре IV века именно 25 декабря показан этот языческий праздник. Приурочен он к этому именно дню, может быть, потому, что 18—23 декабря в римском культе посвящено было чествованию бога Сатурна, пожиравшему своих детей, — чествованию, потому носившему мрачный характер. Вышесказанное можно предварительно резюмировать следующим образом: празднование 6 января хорошо соотносилось с важнейшими событиями мировой истории — с творением мира и с Пасхой. Подобно тому, как ветхий Адам был сотворен в шестой день, так и Христос — новый Адам — в шестой день открывает Свое Божество после крещения во Иордане или в момент пришествия Богомладенца в мир. Указанные хронологические метки органично вписываются в систему византийских новолетий: 1 января, 1 марта, 1 сентября. Наиболее торжественно отмечались январские календы 1 января — через несколько дней после языческого праздника солнца. Означенное новолетие праздновалось в Византии не только язычниками, но и христианами. Начало времени, годового цикла, которое могло связываться с началом мира, с днем творения, в то же самое время оказывалось тождественным времени пришествия в мир Спасителя, Солнца правды, Христа. Конечно, этот праздник был народным, не без элементов языческих торжеств. Несомненно, что к римским календам восходят рождественские колядки. Праздник Рождества Христова, отмечавшийся 25 декабря, оказался столь убедительным и важным, что в течение IV—V веков он был принят повсеместно не только на Западе, но и на Востоке, включая самые отдаленные страны — Сирию и Армению. Андрей Рублев. Рождестиво Христово Проповеди святителей Григория Богослова и Григория Нисского на два отдельных праздника Рождества и Крещения подтверждают появление данных праздников в Константинопольской Церкви. Так, Григорий Богослов произнес два слова: 25 декабря 380 года — на Рождество и 6 января 381 года — на Крещение. Разделение праздников Рождества и Крещения, утвержденное им в Константинопольской Церкви, впоследствии подтверждается в проповеди святителя Прокла Константинопольского 434—446. В 386—388 годах святитель Иоанн Златоуст произносил проповеди, посвященные празднику Богоявления. В одной из них, сказанной 20 декабря 386 или 387, или 388 года, приготавливая народ к празднику Рождества, святитель назвал его «самым почитаемым и священным из всех праздников». В другой своей апологии он свидетельствует, что Рождество Христово в Антиохийской Церкви введено во второй половине 70-х годов IV столетия. Александрийская Церковь, как и другие Восточные Церкви, первоначально отмечала только праздник Богоявления — вплоть до первой трети V века. Скорее всего, праздник Рождества был введен в Александрии по инициативе святителя Кирилла Александрийского незадолго до Эфесского Собора. Павел, епископ Эмесский, проповедовал на праздник Рождества Христова 25 декабря 432 года в Великой церкви. Он говорил о рождении Эммануила, «по Божеству бесстрастного, по человечеству страдательного». Но даже не упоминал о Крещении. Иначе говоря, празднование 25 декабря было установлено в Александрии между 418 и 432 годами. Таким образом, отдельный праздник Рождества был установлен в Антиохийской Церкви не ранее 376—377 годов, в конце 370-х годов — в Константинопольской Церкви, вслед за ней в малоазийских Церквах и позднее — в Александрийской в начале 430-х гг. Введение отдельного дня для празднования Рождества в Иерусалимской Церкви заслуживает самого пристального рассмотрения. Известно, что именно там было оказано наибольшее сопротивление установлению декабрьского праздника. В середине V столетия патриарх Ювеналий 424—458 , вернувшись в Иерусалим после Халкидонского Собора, ввел здесь на короткий срок празднование Рождества 25 декабря — причем с ориентацией не на латинский, а на византийский канон. Однако в скором времени Иерусалимская Церковь вернулась к прежнему обычаю, который, в частности, подтверждается грузинской версией Иерусалимского лекционария конца V века, где говорится о праздновании Рождества и Крещения в Святом городе в один день — 6 января, а также данными, извлекаемыми из двух известнейших агиографических произведений Кирилла Скифопольского VI в. Сославшись на Евангелие от Луки Лк 1: 26—56 , Юстиниан привел также ряд авторитетных мнений отцов: святителей Григория Богослова, Григория Нисского и Иоанна Златоуста, а также текст под именем блаженного Августина Иппонского, пытаясь убедить своих адресатов принять отдельный праздник Рождества. Эти рекомендации, однако, были исполнены уже после смерти Юстиниана. Праздник в православном богослужении Рождество Христово.

Вся разница в содержании. Богослужение Рождества, используя старые культовые формы, утверждает принципиальную новизну произошедшего события. Христиане верят, что в этот день родился не очередной божок, ответственный за движение солнца, а Сам Творец солнца. Во времени родился Творец времени, человеком стал Создатель человека. И что было уж совсем немыслимо для языческой мифологии — для того, чтобы Ему родиться, нужно согласие и участие человека. Рождение без участия мужчины знали на тот момент практически все религиозные системы. Можно указать на мифы, где говорится о чудесном рождении героев и великих людей, например Диониса, Ромула, египетских фараонов, и т. Чем же отличаются эти легенды от Рождества Христова? Тем, что в языческих мифах рождались человекобоги, а христианство утверждает, что в Вифлееме родился Богочеловек. И разница здесь совсем не в словах. Когда читаешь тексты рождественской службы, то не можешь отделаться от мысли о видимом противоречии. И с другой стороны, беззащитный Младенец, Который требует ухода и заботы, Которого пеленает Мария и кладет в ясли кстати, библейские ясли — это не детская кроватка, а кормушка для скота в хлеву. Но этот Младенец и есть Тот Самый Бог. Каков же смысл произошедшего? Зачем Бог стал Человеком? Уже во II веке св. Ириней Лионский ответил на этот вопрос так: «Бог соделался человеком, дабы человек смог стать богом». Вот уже почти две тысячи лет Церковь в разных формах повторяет эти слова, чтобы выразить сущность христианства. Апостол Павел назвал вочеловечение Бога — Его «самоуничижением», «самоумалением». Но для того, чтобы человек смог взойти на Небо — Небу надо было опуститься на землю. Какого числа родился Христос? Автор фото: Ольга Рындина. Если внимательно читать Священное Писание, то празднование Рождества 25 декабря выглядит не таким уж надуманным. Там есть информация, на основе которой можно приблизительно вычислить день рождения Иисуса. Дело в том, что вместе с Десятью Заповедями Моисей получил от Бога на горе Синай еще много религиозных и гражданских установлений. Одно из них касалось Скинии Завета — помещения, где как раз и хранились скрижали с теми самыми Десятью Заповедями. При Скинии должны были постоянно находиться служители для принесения утренних и вечерних жертв Израильскому Богу, для чтения положенных молитв и т. Так образовалось ветхозаветное священство и богослужение. Причем священство в Ветхом Завете было потомственным, и принадлежало оно исключительно колену Левия. Царь Давид разделил священников на 24 чреды смены , чтобы каждая семья могла послужить в Храме. Получается, что каждой чреде доставалось по две недели служения. Евангелие от Луки начинается с благовещения Ангела священнику Захарии о том, что у его неплодной жены Елисаветы родится мальчик Иоанн — будущий Креститель Господа. Однажды, когда он в порядке своей череды служил перед Богом, по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения... Но нас интересует сейчас не это. Захария был из Авиевой чреды, а ей выпал жребий служить восьмой 1-я книга Паралипоменон, глава 24, стих 10. Богослужебный календарь у иудеев лунный начинался с месяца нисан, что соответствует марту-апрелю календаря солнечного. Плюс четыре месяца — и получается август. Итак, в августе Захария начал служить, и две недели он находился в Храме. Далее в Евангелии сказано, что «после сих дней зачала Елисавета, жена его». Эти слова означают, что между возвращением Захарии домой и зачатием Иоанна Предтечи прошел некоторый промежуток времени, но не очень большой. Церковь празднует день зачатия Иоанна Крестителя 23 сентября. Наконец, прибавьте к этому числу девять месяцев — и вот 25 декабря, дата Рождества. Но, празднуя этот день, христиане не просто «отмечали дату», а сопереживали событию Рождения Богочеловека. Для христианина дата сама по себе не столь принципиальна. Ошибка ученого монаха В античной Римской империи летосчисление велось «от основания Рима». Что же касается годичного цикла, то здесь до Юлия Цезаря был полный хаос. В 45 году до Р. Цезарь ввел на основе египетского солнечного календаря 365-дневный год с дополнительным днем в високосные годы. Современным же летосчислением мы обязаны скифскому монаху Дионисию по прозвищу Малый, которого Папа Иоанн I в 525 году попросил сделать календарь, ведущий счет от Рождества Христова. По расчетам Дионисия получалось, что Христос родился в 754 году от основания Рима. Однако ученый монах, как выяснилось позже, ошибся. И вот почему. В Евангелии и нехристианских источниках есть несколько мест, позволяющих вычислить более точно год Рождения Иисуса. Прежде всего, это смерть иудейского царя Ирода Великого. Евангелисты говорят, что Рождество Христово произошло еще до его смерти причем незадолго. И вот здесь надо обратиться к нехристианским документам. Согласно иудейскому историку Иосифу Флавию, Ирод правил до 750 года от основания Рима. Во-вторых, незадолго до его смерти было лунное затмение. И в-третьих, что Пасху иудеи праздновали, когда он был уже в мире ином. А первый день Пасхи в этот год она празднуется евреями 8 дней приходился на 11 апреля. Таким образом, Господь родился не позднее марта-апреля 4 года до Своего Рождества разумеется, по «эре дионисия». В этих 4 — 5 годах и состояла ошибка монаха. Фактически, если быть последовательными, мы живем сейчас не в 2004, а в 2008 или 2009 году от Рождества Христова. Историческая правда К Х веку «Дионисийская эра», сперва использовавшаяся только для церковных нужд, стала на Западе и гражданской. Какой логикой он руководствовался? Средняя продолжительность года в юлианском календаре на 11 минут 14 секунд больше тропического года продолжительность оборота Земли вокруг солнца.

Новости, о которых говорят

  • Почему православное Рождество отмечают 7 января и что нельзя в этот день делать
  • Когда праздновать Рождество - 6 или 7 января?
  • Почему Рождество 7 января? Причины, фото и видео
  • Рождество Христово в году: суть, история и традиции праздника — — Статьи на РЕН ТВ
  • Что можно и нельзя делать на православное Рождество 7 января

История возникновения празднования Рождества

Перед Рождеством верующие соблюдают строгий сорокадневный пост, он продолжается шесть недель, с 28 ноября по 6 января включительно. В день накануне праздника (сочельник) принято готовить традиционное блюдо из вареной пшеницы или риса с медом — сочиво. История и традиции праздника. Православные христиане празднуют Рождество Христово каждый год 7 января, по Юлианскому календарю, католики и христиане других направлений – 25 декабря, по Григорианскому календарю. История праздника Рождества Христова. В Новом Завете подробно описана история рождения Иисуса Христа. Однажды Деве Марии (в современном православии — праздник Благовещение, который отмечается 7 апреля) явился архангел Гавриил. Рождество Христово – 1) Важнейшее историческое событие, состоявшее в рождении от Пречистой Девы Марии Господа Иисуса Христа; 2) Один из двунадесятых Праздников, отмечаемый Церковью в честь рождения Господа Иисуса Христа. читайте в материале. Праздник Рождества Христова — в православии второй по значимости, после Пасхи. Отмечается 7 января, а по старому (юлианскому) календарю — это 25 декабря. День посвящён памяти о рождении Иисуса Христа во плоти, от Девы Марии.

Рождество Христово в 2024 году. Когда отмечают, история и традиции православного праздника

7 января Рождество помимо Русской православной церкви отмечают православные из Иерусалима, Грузии, Сербии, Польши, а также Украинская грекокатолическая церковь и старообрядцы. Рождественский рынок в Нюрнберге, Германия. Рождество Христово. История празднования Рождества в России тесно связана с распространением христианства. Рождество Христово – это второй, по значимости, праздник в православном календаре. Отмечается 7 января не только на церковном, но и на государственном уровне. Один из самых древних праздников, дошедших до наших дней. Сегодня, 7 января, православные христиане отмечают Рождество Христово — один из двенадцати великих церковных праздников. История праздника. Первые упоминания о Рождестве относятся к IV веку. Рождение Иисуса Христа отмечается 7 января по новому стилю, а по старому григорианскому календарю — 25 декабря. В этот день встречают Светлый праздник христиане всего мира и заканчивается рождественский пост. Немного об истории праздника. Традиции Рождества. После всенощного бдения — богослужения, совершающегося накануне особенно почитаемых праздников, — проводится рождественская ночная литургия, она начинается в полночь. Праздничные литургии служат и утром 7 января.

Что можно и нельзя делать на православное Рождество 7 января

Кроме того, на праздник готовят мясные блюда — запекают гуся или утку. А еще пекут рождественское печенье, которым угощают колядующих. Рождество Христово 7 января 2024, что нельзя делать На праздник не рекомендуется заниматься тяжелым физическим трудом и бытовыми делами. Не стоит вязать и шить. Кроме того, запрещено носить одежду темных тонов. Под запретом также ссоры с близкими и родными. Нельзя на праздник Рождества Христова выносить из дома мусор. Согласно приметам, можно вынести удачу. Не стоит 7 января гадать.

На праздник запрещено экономить.

Этот гимн напоминает нам о пророке Исайе, который за 700 лет до Рождества Христова возвестил о пришествии Спасителя мира, рожденного от Девы. Он описал события Его земной жизни, смерть и воскрешение", — сообщается на портале "Правмир". Далее идет песнь Симеона Богоприимца, которая говорит о принесении Христа в Иерусалимский храм, которое традиционно совершалось на 40-й день жизни. Кроме того, на праздничном богослужении в Рождество поется ирмос — заголовок Рождественского канона. В каноне девять песен, начало девятой песни ирмос — это нить, связывающая Ветхий Зовет с Новым Заветом. Многие проповедники не могут подобрать слов, чтобы передать суть тайны Рождения Христа. Богослужение проходит на церковно славянском-языке.

Гимнография Древней Руси и Византии огромна. Как мы знаем, все богослужения идут по суточному кругу. Накануне праздников утреннее и вечернее богослужение сливается в одно "всенощное бдение". Такие богослужения бывают всего лишь дважды в году — на Рождество и на Пасху. В Русской Православной Церкви проходит Патриаршее рождественское богослужение, когда Предстоятель Русской Православной Церкви обращается к пастве", — сказано в материале. Утреня Рождества поется ночью. Верующие считают, что в эту ночь слышно Ангельскую песнь: "Слава в вышних Богу, на земле мир, в человеках благоволение". Христиане благодарят Бога за спасение.

Звучит также полиелей, стихи из этих псалмов прославляют милость Господа. Далее идет величие — краткое песнопение, славящее Бога. Антифоны подражают хору Ангелов, славящему Господа. Названия обращаются к способу исполнения этих песнопений. Так Антифоны поются попеременно. Далее идет прокимен, предшествующий чтению отрывка из Писания, посвященного Рождеству Христову. После чего следует стихира евангельская, объясняющая слова Писания", — говорится в сообщении. Праздничный рождественский стол После торжественного богослужения христиане всей семьей собираются за большим и пышным столом.

Как правило, на Рождество также подают 12 постных блюд — по числу апостолов. Праздник не обходится и без мясных и рыбных блюд. Традиционно украшением стола считается запеченная птица: курица, гусь или утка можно запечь с мочеными яблоками, с брусникой и квашеной капустой. Также во главе стола ставили кутью рисово-пшеничную кашу с добавлением изюма, кураги или орехов. В остальном хозяйки вольны в выборе блюд.

Масла в огонь подливали и политические разногласия, борьба за власть. Все это привело к тому, что в начале второго тысячелетия представители двух спорящих сторон рассорились окончательно и предали друг друга анафеме.

В 1054 году никто и представить не мог, что все это так затянется. Разница в традициях Разделившись, две христианские церкви стали укреплять и множить разногласия и разночтения, превращая небольшую трещину между западным и восточным миром в огромную пропасть. Рождественская месса в Вифлеемской церкви Рождества Христова, 1992 год Помимо разного подхода к учению о Святой Троице, католики и православные спорят и о многом другом. Папа Римский непогрешим и никогда и ни в чем не может ошибаться, патриарх в православии такими привилегиями не обладает. У католиков есть Чистилище, у православных его нет. В Католической церкви все духовенство должно быть неженатым, у православных есть священнослужители-монахи, но есть и женатые. Католики категорически против любых противозачаточных средств, православные смотрят на контрацепцию менее строго.

Католикам разводы запрещены, православные допускают их при определенных обстоятельствах. За века раскола разные подходы к тому, как креститься, молиться, сидеть или стоять в храме, причащаться, в чем ходить в церковь и так далее и тому подобное, лишь еще больше укрепились. Поэтому сейчас, хоть церкви и сделали шаг в сторону примирения, идея единого христианского мира мало кому кажется реальной. Кстати: Католики не придерживаются такого строгого поста перед Рождеством, как православные. Католическое Рождество больше похоже на Новый год в России — вся семья наряжает ель, собирается за праздничным столом и дарит друг другу подарки.

Устав и Богослужение Церковь приготовляет верующих к достойному празднованию Рождества Христова сорокадневным постом. Канун или навечерие Рождества Христова православные христиане проводят в особо строгом посте. По церковному уставу в этот день полагается вкушать сочиво, обварную пшеницу с медом, отсюда этот день называется сочевником или сочельником. В навечерие Рождества Христова совершаются отдельно от литургии «Царские часы».

Царские часы отличаются от обыкновенных часов тем, что на них читаются особые, соответствующие празднику паремии, Апостол и Евангелие, поются особые стихеры. После полудня совершается литургия св. Василия Великого с вечерней. На этой вечерне поются стихеры на «Господи воззвах», в которых, с одной стороны, раскрывается смысл воплощения Сына Божия, с другой стороны — изображается самое событие Рождества Христова: славословие ангелов, смятение Ирода и объединение всех людей под властию римских императоров, закончившееся торжеством христианства и уничтожением многобожия. В восьми паремиях говорится: в 1-й Быт. I, 1—13 о сотворении Богом человека; во 2-й паремии Числ. Исаии IX, 1—10 — о жезле, то есть владыке из корене Иессеева то есть об Исусе Христе ; в 5-й паремии прор. Даниила II, 31—36, 44—45 — о восстановлении Богом небесного царствия; в 7-й Ис. В сам праздник Рождества Христова торжественная всенощная начинается великой павечерницей вместо вечерни с пением ветхозаветных стихов «С нами Бог», содержащих пророчество об Исусе Христе, и включением литии.

После чего всенощная совершается обыкновенным порядком. В стихерах на литии и стиховных высказываются мысли о торжестве неба и земли, ангелов и человеков, радующихся сошествию Бога на землю, и о нравственном перевороте в грешном человечестве через родившегося Христа. В Апостоле Гал. В Евангелии Mф. II, 1—12 повествуется о поклонении волхвов родившемуся Господу. Песнопения, исполняемые во время праздничной службы, были составлены в разное время. Так, тропарь и кондак составлены Романом Сладкопевцем в VI веке. Это монахиня Кассия, жившая в Константинополе в IX веке. Она родилась в знатной семье.

Воспитанная в благочестии, девушка была известна своей красотой и умом, получила хорошее образование. В 821 году Феофил, сын императора Михаила II, выбирал невесту. Самые знатные и красивые девушки Византии были приглашены во дворец, в их числе была и Кассия. Подойдя к ней, будущий император подал ей золотое яблоко со словами: «Не через жену ли произошло зло? Кассия ответила: «Но через жену пришло и спасение», — имея в виду Богородицу. Слишком умная девушка не понравилась царевичу, и он выбрал другую невесту, а Кассия на собственные средства построила монастырь и приняла там постриг. Русский перевод: Когда единственным владыкой всей земли стал Август, прекратилось человеческое многоначалие. И когда Ты, Господи, принял человеческую плоть от Чистой Богородицы, прекратилось языческое, идольское многобожие. Как все люди были под властью одного царства, так и все народы уверовали в Единого Бога.

Все люди были описаны по повелению Кесаря перепись населения , и мы, верные, написались именем Божества, Тебя, вочеловечившегося Бога нашего. Велика Твоя милость, Господи, слава Тебе! Тропарь празднику. Русский текст: Рожество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом разумения: потому что тогда люди, служившие звездам, через звезду научились поклоняться Тебе, Солнцу правды, и познавать Тебя, Восток, с высоты; Господи, слава Тебе.

Трудная история праздника Рождества

Он относится к так называемым двунадесятым праздникам: двенадцать важнейших после Пасхи праздников в православии. Рождеству Христову предшествует 40-дневный Рождественский пост, во время которого православные соблюдают строгую диету и проводят много времени в молитвах Богу. Ведь как гласит старая церковная песня: "Если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая". Изначально событие Рождества вспоминалось в день Богоявления, а первые упоминания о Рождестве, как о самостоятельном празднике, относятся к середине IV века.

Выделение Рождества в отдельный праздник было связано со стремлением христианской церкви вытеснить языческий культ Непобедимого Солнца. В Рождество Христово православные вспоминают великое событие: в этот день в маленьком городе Вифлеем, который сейчас относится к Палестинской автономии, родился Сын Божий — Иисус Христос. Он родился не в роскошном дворце или богатом доме, а в пещере, а первыми его рождению порадовались не цари или вельможи, а простые пастухи.

В это же время в Иерусалим направлялись мудрецы с востока, которым пришло видение, что в этот день на земле родится сын Божий. Католическое РождествоКатолическое Рождество отстоится от православного Рождества Христова на тринадцать дней: католики празднуют Рождество 25 декабря, а православные — 7 января. Связано это с тем, что юлианский календарь, установленный Юлием Цезарем в 46 году до нашей эры, добавляет в февраль еще одни сутки.

Апостолами было заповедано, что христианская Пасха не должна праздноваться раньше иудейской или в тот же день: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон святой день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновать будет: да будет извержен от священного чина». Средневековый способ для расчёта пасхалии Для расчета даты Пасхи был взят за основу юлианский календарь, ориентированный на Солнце, а также циклы луны и звезд. Празднование Пасхи было установлено на первое воскресенье после полнолуния, которое наступало за днем весеннего равноденствия 21 марта. Главным образом эта методика расчета была создана ради единства православных Церквей Востока, Европы, Африки, Малой Азии, у которых даты празднования Пасхи основывались на разных расчетах и не совпадали. И это единство сохранялось до тех пор, пока Папа Римский Григорий XIII в 1582-м году не провел календарную реформу, в результате которой половина христианского мира перешла на новый григорианский календарь — сначала католики, а позже и протестанты. Зачем было нужно утверждение григорианского календаря?

Год по юлианскому календарю — 365 суток — это период полного обращения Земли вокруг Солнца. В реальности же этот период немного длиннее — на 5 часов 48 минут 47 секунд. Поэтому, чтобы компенсировать эту разницу, раз в 4 года добавлялся один день, и такой год становился високосным. Однако несмотря на введение високосного года, эта разница компенсировалась не полностью. Это вело к тому, что дата весеннего равноденствия 21 марта становилась символической, а в реальности же день равноденствия сдвигался на 1 сутки раз в 128 лет. Что это значит?

Формально месяцы со временем сдвигались бы со своей поры года, а привычные нам праздники через несколько тысяч лет — праздновались в другое время. Например, Рождество сместилось бы на лето. Григорианский календарь стремился устранить эту разницу. Для этого в год его введения удалили 10 дней, а по длительности календарный год стал ближе в тропическому, то есть периоду обращения Земли вокруг Солнца. В настоящее время разница между юлианским и григорианским календарями составляет уже 13 дней. Григорианский календарь в России До революции 1918-го года Россия, а вместе с ней Сербия, Грузия и другие православные страны жили по юлианскому календарю.

Западный мир — по григорианскому. После революции с целью «модернизации» и устранения старого жизненного уклада, а проще сказать — для смены курса с традиционных ценностей на западные, был введен григорианский календарь и в России. В течение нескольких лет после этого его ввели и остальные православные страны, для которых Россия была основным политическим ориентиром. Переход на григорианский календарь в России в 1918 году Однако Русская Православная Церковь, которая отстаивала необходимость придерживаться именно юлианского календаря на протяжении многих веков, осталась при своей позиции и на этот раз. В соответствии с принятым «Декретом о введении в Российской республике западноевропейского календаря» после 31 января в 1918-м году в мирских календарях наступило 14 февраля, а в церковной жизни служение продолжалось по принятому раскладу. В течение года все православные праздники получили новые даты празднования.

Так сложились старый и новый стиль: старый соответствует юлианскому календарю, а новый возникает при наложении григорианского календаря на юлианский.

В ночь с шестого на седьмое января православные России отмечают праздник Рождества Христова. Как известно, в нашей стране церковь в начале 20 века не перешла с Юлианского календаря на новый григорианский, вследствие чего календарь на 13 дней отличается от календаря, используемого остальными христианами.

Рождество, как праздник в России, значительно отличается от своего аналога в остальном христианском мире. Изначально Рождественские праздники были связаны со множеством народных обычаев, но они забылись, после того как в 1918 году празднование Рождества было запрещено. Даже упоминать о нём было запрещено; и детей, и взрослых лишили рождественской ёлки.

Те, кто не хотел забыть народные традиции, тайно приносили домой еловые веточки, однако за это можно было жестоко пострадать, особенно в 30-е годы — можно было даже попасть в лагерь и не вернуться оттуда. Рождественские традиции постепенно были забыты, а новые поколения даже не знали о них. Лишь в 1935 году советская власть вновь разрешила ставить и наряжать елки — правда, уже не рождественские, а новогодние.

И звезды на верхушке ели стали по-советски пятиконечными. А ранее звезды были семиконечными и символизировали ту самую звезду, которая, согласно Евангелию, привела к только что родившемуся младенцу Христу волхвов. Приблизительно то же самое произошло и с праздниками — Новым годом и Рождеством.

Если до 1918 года Рождество отмечалось повсеместно, а Новый год был гораздо менее значимым праздником, то при советской власти они поменялись местами. Советский Союз оказался единственной страной в мире, где Новый год впитал в себя рождественские атрибуты, оставаясь при этом вполне советским праздником. И после дробления Советского Союза обратной трансформации не произошло — Новый год так и остался традиционным семейным праздником, в то время, как праздновать Рождество начала лишь часть населения страны, преимущественно православные верующие.

В последние годы, однако, все больше людей посещает в Рождественские праздники церковь, вспоминая религиозный смысл праздника. Сегодня большинство верующих в России отмечает Рождество 7 января, по старому юлианскому календарю. Народные традиции и обычаи празднования Рождества В Древней Руси праздник Рождества Христова стали отмечать в X веке, и случилось так, что он совпал с языческим славянским праздником Святок.

Начинался этот праздник в последние дни декабря, а заканчивался в один из первых дней января. Именно с тех времён до сих пор сохранились многие интересные и увлекательные обряды: весёлые пиршества, прогулки ряженых, гадания, колядки и т. Сегодня в эти дни у нас отмечаются новогодние праздники.

Рождественские традиции в России с течением времени и сменой эпох претерпевали изменения, корректировались, это во многом было обусловлено историей праздника Рождества на Руси, в частности изменением времени его празднования. В давние времена на Руси Рождество отмечали раньше Нового года, как сейчас это делает почти вся Европа. Праздники начинались с Рождества.

И готовились к нему заранее.

К тому времени все гостиницы города оказались переполненными, и Марии пришлось ночевать в пещере, куда пастухи сгоняли свой скот. Там и появился на свет Младенец Иисус. Мы этим отмечаем, что Господь на себя возложил большие неудобства, нежели сейчас возлагаются на большинство из нас. И рождаемся в гораздо большем комфорте, и живем в гораздо большем комфорте.

Ведь Господь пришел на землю и принизил себя ради нашего спасения», — объяснил в беседе с «Известиями» священник храма святителя Петра митрополита Московского в Санкт-Петербурге Николай Савченко. Во время двунадесятых праздников богослужения проходят особенно торжественно Чудесную весть о приходе Мессии в мир земной первыми узнали пастухи. К ним с небес спустился ангел, повелевший явиться к Младенцу и воздать ему почести. Придя в пещеру, пастухи обнаружили, что ребенка в яслях оберегают своим дыханием от зимних холодов осел и вол. Вслед за пастухами взглянуть на Божественное дитя пришли волхвы, шедшие на зов путеводной звезды, которая зажглась над Вифлеемом после рождения Христа.

Они преподнесли младенцу дары — золото для царя, ладан для Бога и смирну в качестве знака смерти.

Рождество Христово 7 января 2024: история праздника, святки и гадания, что можно и нельзя делать

Получается довольно необычно: вечерня в первой половине дня! Вечером в Сочельник положено совершение Всенощного бдения, которое тоже отличается от обиходного совершаемого, например, каждый субботний вечер. Хор исполняет очень красивые песнопения, проникнутые радостью и торжеством. Кульминацией праздника становится ночная Рождественская Литургия. На ней прославляется пришедший в мир во плоти Богочеловек. Те, кто готовился, причащаются и соединяются со Христом в день Его рождения. Для тех прихожан, которые по каким-то причинам не смогли присутствовать на ночной службе, обычно совершается еще одна Литургия утром 7 января. Такая практика распространена не во всех храмах, поэтому нужно узнать заранее по какому расписанию будут совершаться богослужения на конкретном приходе. Не каждый может пробыть в храме почти целый Сочельник и всю Рождественскую ночь, но посетить праздничное богослужение нужно обязательно; если позволяют силы и здоровье — ночную Литургию. Категорически противоречит духу христианства предпочтение бытовой стороны праздника духовной. Да, хорошо навести дома чистоту и порядок, приготовить вкусную еду, но если подобными хлопотами заняты все предпраздничные дни особенно Сочельник и не остается сил на поход в храм, то нужно от чего-то отказаться.

В конце концов, стерильная чистота в доме не так уж обязательна, а после поста вкусен и бутерброд с колбасой. Нужно понимать, что суета начинается не вокруг, а внутри нас. Гораздо важнее почувствовать радость Рождества в кругу близких и родных людей, а не усталость и раздражение от очередного праздника. Как на Руси отмечали Рождество? В Сочельник надо было как следует приготовиться к празднику. Ранним утром жители деревень отправлялись за водой, которая в этот день становилась целебной: ею умывались и на ней замешивали тесто для рождественского хлеба. Утром хозяйка начинала разжигать печь. Перед Рождеством это делалось по-особенному. По обычаям предков, огонь добывался высеканием искры, причем кремень и кресало в течение 12 дней перед этим лежали под образами. Хозяйка трижды крестилась и, повернувшись к восходящему солнцу, высекала огонь, поджигала от него прут и только после этого растапливала печь, в которой лежало 12 специально выбранных поленьев.

На этом огне готовились 12 постных блюд, среди которых обязательными были узвар — напиток из сушеных фруктов и медом и кутья — каша из пшеницы и ячменя. Кутья с медом называлась «сочивом», отсюда и произошел «сочельник». Кстати, золу от рождественского огня использовали в разных магических обрядах. Сначала взрослые угощали кутьей и узваром домашних животных, дети при этом издавали звуки, напоминающие их голоса, чтобы в новом году с ними не случилось ничего плохого. Дома обязательно надо было соорудить символ урожая — своеобразный алтарь из снопа ржи и крестьянских орудий. Внося в дом сноп, хозяин снимал шапку и приветствовал хозяйку, словно видел ее впервые: «Дай, Боже, здоровья! А хозяйка должна была ответить: «Бог в помощь! А что несешь? Тут мужчина говорил: «Злато, чтоб весь год мы жили богато», останавливался посреди избы, крестился и желал семье счастья, здоровья и долголетия. После этого сноп ставили под иконы, перевязывали его железной цепью, укладывали рядом лемех от плуга и хомут.

Хозяйка доставала чистую белую скатерть и накрывала ею все это сооружение. Не забывали наши далекие родственники и об обряде укрепления здоровья. Глава семьи раскидывал по полу солому, на стол бросал сено, и делал из сена маленький сноп, который ставил под стол. На верхушку копны ставился черепок, в котором курился ладан.

У Него даже не было колыбели, как у всех детей, не было и пристанища — Он родился за городом, в пещере и был положен в ясли, куда кладут корм для животных. Первыми гостями божественного младенца были не цари и вельможи, а простые пастухи, которым Ангел возвестил о Рождестве Христовом: «Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь! И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях» Лк 2,10-12.

Пастухи первыми поспешили поклониться новорожденному Спасителю. В это время с дарами Царю Мира шли волхвы древние мудрецы с востока. Они ждали, что вскоре на землю должен прийти великий Царь Мира, а чудесная звезда указала им путь в Иерусалим.

Такая педагогическая цель проявляется отчасти в выборе 6 января для праздника Богоявления, но в большей степени влияние этого принципа можно проследить в выборе 25 декабря для даты Рождества Христова. Есть предположение, что в Египте установление праздника Богоявления 6 января вытесняет языческий праздник благословения Нила. Однако при выборе именно этой даты могли сыграть роль и иные мотивы.

Так, если вспомнить, что Древняя Церковь установила праздник Богоявления в контексте полемики с гностицизмом, а гностики как раз совершали свой праздник 6 или 10 января, то выбор той же даты и самой Церковью вполне логичен. Кроме того, литургистами называются и богословские, не связанные с борьбой против язычества или гностицизма, причины для установления именно 6 января празднования Богоявления, как торжества, объединяющего события Рождества и Крещения Спасителя, причем рождественские мотивы здесь явно преобладают над крещенскими. Одно из популярных богословских объяснений выглядит следующим образом. Но как первый Адам был сотворен на 6-й день, так и Новый Адам должен родиться в 6-й день года. Поэтому Рождество Христа как Нового Адама логично праздновать 6 января. Таким образом, в III в.

Однако такое соединение двух священных торжеств с разным содержанием, при том, что каждое из них обладает исключительной ценностью, было сопряжено с определенными трудностями. И рождение Христа, и Его крещение во Иордане — каждое из этих событий имеет принципиальную важность в деле искупления человеческого рода и преисполнено богословским смыслом. Поэтому дальнейший ход событий был ознаменован тенденцией к отделению Рождества Христова от Богоявления. Хронологическое первенство в этом отношении принадлежит Западной Церкви.

На Рождество принято наряжать ёлку. До революции в России украшали дерево с особым смыслом: на нижние ветки вешали фигурки животных, выше — людей. На самых верхних ветвях располагали игрушечных ангелов, а венчала ёлку звезда — символ света. Так украшение ёлки отражало представление об устройстве мира и месте в нём каждого. О ёлке существует трогательная легенда: когда родился Христос, вся природа пришла поклониться ему. Но ёлка стояла в стороне, поскольку чувствовала себя слишком неказистой. Ей решили помочь другие деревья — и поделились с ней цветами и плодами. Так нарядная ёлка стала символом праздника. Традиция дарить подарки на Рождество тоже появилась не просто так. Дары друг другу — это воспоминание о дарах, которые принесли волхвы маленькому Христу.

Рождество на Руси

  • Символы Рождества
  • Рождество Христово: история и традиции праздника, дата, когда отмечается и символы
  • Светлый праздник Рождество Христово 2022: традиции, история, гадания, обряды
  • Когда праздновать Рождество - 6 или 7 января?
  • Рождество Христово: история, традиции и обычаи праздника
  • Как появилась песня «В лесу родилась ёлочка»?

История и традиции Рождества Христового, как и когда отмечать праздник

Указанные хронологические метки органично вписываются в систему византийских новолетий: 1 января, 1 марта, 1 сентября. Наиболее торжественно отмечались январские календы (1 января) – через несколько дней после языческого праздника солнца. В Древней Руси праздник Рождества Христова стали отмечать в X веке, и случилось так, что он совпал с языческим славянским праздником Святок. Начинался этот праздник в последние дни декабря, а заканчивался в один из первых дней января. Рождество Христово — один из важнейших христианских праздников. В России этот праздник отмечают 7 января, тогда как в ряде других стран — 25 декабря. Русская православная церковь, а также иерусалимская, сербская и грузинская отмечают Рождество Христово 7 января (25 декабря по старому стилю). В 2024-м дата выпадает на субботу. Светлый праздник Рождество Христово 2022: традиции, история, гадания, обряды 1. В сочельник нельзя садиться за стол до появления первой звезды. Во время рождественского ужина нельзя громко разговаривать и выходить из-за стола до завершения трапезы. Рождество Христово – 1) Важнейшее историческое событие, состоявшее в рождении от Пречистой Девы Марии Господа Иисуса Христа; 2) Один из двунадесятых Праздников, отмечаемый Церковью в честь рождения Господа Иисуса Христа.

Рождество на Руси

  • Рождество Христово дата, традиции, обряды
  • Рождество – 2024: история и суть праздника
  • ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКОВ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА И БОГОЯВЛЕНИЯ |
  • Новости партнеров
  • Почему Рождество 7 января? Причины, фото и видео - Научно-популярный журнал: «Как и Почему»
  • Почему католическое Рождество 25 декабря, а православное – 7 января - Экспресс газета

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий